ТОВАРОВЕДЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРОВ
ТЕКСТИЛЬНЫЕ, ШВЕЙНЫЕ, ТРИКОТАЖНЫЕ ТКАНИ И ТОВАРЫ
Текстильные, швейные, трикотажные ткани и товары

 

Гадалка Краснодар магические и астрологические услуги в Краснодаре.

 

 

Прекрасный образец подхода к материалу — фигурные подносы

Декоративно-прикладное искусство

Прекрасный образец подхода к материалу — фигурные подносыПрекрасный образец подхода к материалу, в частности к форме подноса (он фигурный, «гитарный», с мягкими гранями), представлен в работе одного из жостовских «классиков» П. И. Плахова «Цветы, птица и бабочка». Букет начинается от центра и расходится в стороны, откидывает ветки влево и вправо, заполняя плоскость подноса, вытянутого по горизонтали, сообразуясь с его формой. Это композиция букета «враскидку». В данном случае не видно ни корзины, ни вазы, ни стола, ни корней, тем не менее мы имеем дело со своего рода натюрмортным решением подноса, чувствуем, что это букет.

На круглом подносе «Цветы» А. И. Лёзнова, другого выдающегося мастера 20—40-х годов, тоже букет, но уже круглой формы. Тут тоже натюрморт, в центре его крупное цветовое пятно — красная роза. Яркость ее усилена зеленым цветом расположенных рядом листьев. Она и привлекает взгляд прежде всего, отсюда начинается осмотр всей композиции. По краям цветы мельче, но, как это свойственно Жостову, сила цвета у них везде одна и та же. Все они лежат на одной плоскости, подчинены ей, но все-таки оставляют впечатление объемности благодаря обозначенным на них теням и бликам.

Впечатление это поддерживается и несколько искусственно выбранными ракурсами растений. Букет Лёзнова довольно плотный, цветы в нем тесно сгруппированы. У Плахова он свободнее, цветы там даже отделены друг от друга. Лезнов из трех цветков строит треугольники, которые, кстати сказать, являются одним из основных элементов жостовского искусства. Довольно отчетливо видны такие треугольники из трех цветов в центре и по бокам. Центральный треугольник окружен овальными зелеными листьями, которые как бы поддерживают его и объединяют с другими цветами. Листья не мешают рассматривать каждый Цветок. Внизу проглядывают корни. А завершает букет увенчивающая его роза (меньшая по форме, чем центральная) и три бутона. Композиция подчеркивает круглую форму подноса.

В фигурном подносе Е. П. Лапшина — смешанное решение букета: он переходит «враскидку». И хотя эта композиционная схема используется многими мастерами, у каждого она воплощается по-своему. Букет Лапшина разработан мягче, чем предыдущие, по цвету более насыщен, мазок крупнее. У Лезнова, например, фона было больше, а букет плотнее. А здесь букет свободнее. Присутствует ритмическое чередование тройных и парных цветов, бутонов, листьев. От каждого цветка отходят листья, они тоже связывают букет в одно целое, не позволяют цветам отделяться от него. В то же время цветы по краям «входят» в фон, объединяют с ним букет. Надо сказать, что каждый букет по-своему органичен фону, не отрывается тем самым от подноса, не кажется случайно оказавшимся на нем.

Н. П. Антипов в своем фигурном овальном подносе применил другой композиционный прием: расписал его несколькими букетами — основной в центре, а остальные по краям. Каждая деталь здесь как бы обогащает форму подноса. Изображение организуется ритмическим чередованием тех же элементов: тройных, парных и одиночных цветов, лепестков и листьев. Оформление подноса носит орнаментальный характер, тяготеет к орнаменту рококо, или, как здесь называют, «рокальному». В этом же плане выполнены и форма подноса, и бордюр, объединяющий и завершающий композицию.

Таким образом, одни и те же композиционные схемы, которые выработаны коллективным характером творчества и которых всего лишь несколько, интерпретируются мастерами в соответствии с их творческой индивидуальностью. Современные условия работы жостовцев на одной фабрике, где опыт каждого делается общим достоянием, обогащаясь поисками и находками разных мастеров, делают также довольно наглядным коллективный характер их творчества, который является существенной особенностью народного искусства.

 
Читайте также:

  • Творчество главного художника жостовской фабрики Бориса Васильевича Графова
  • Специфические традиционные особенности для искусства жостовских подносов
  • Обилие вариантов сюжетов в народном искусстве
  • Принципиально важное отличие жостовской росписи от натюрморта
  • Каждый поднос, расписанный в Жостове, уникален


  • .