ТОВАРОВЕДЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРОВ
ТЕКСТИЛЬНЫЕ, ШВЕЙНЫЕ, ТРИКОТАЖНЫЕ ТКАНИ И ТОВАРЫ
Текстильные, швейные, трикотажные ткани и товары

 

 

 

Товароведение промышленных товаров


С этой же целью Зуев накладывает на металл смальту, причем порой цветную, подчеркивая, оттеняя тем самым его «фактуру», при этом еще более выявляются природные свойства железа. Вообще-то говоря, мысль о возможности дополнения металла цветом не такая уж новая. Все мы знаем из прошлого художественной обработки металла, да и наблюдая современный процесс в этой области, о сочетании с металлом цветных эмалей. Однако, во-первых, при сочетании эмалей с металлами применяют преимущественно металлы только благородные — золото с серебром — или их заменители — медь, томпак, алюминий, бронзу. А во-вторых, в таких композициях ведущую роль играют эмали, а металлу отводится роль подсобная, он служит своего рода аккомпанементом. В зуевских же кованых изделиях, обогащенных цветом, главенствующая роль остается, за железом с сохранением его замечательного черного цвета с матовой, бархатистой поверхностью. Иных же цветов совсем немного, и в общей цветовой мелодии они являются лишь подголоском. Цвет здесь участвует на первый взгляд в виде случайных пятен, случайных по расположению, по величине, по очертанию. Благодаря этому цветовое оформление приобретает черты непосредственности, естественности. Но в искусстве, как известно, ничего случайного не бывает: размещение на светильнике цветовых пятен, их величина и все прочее, включая оттенки,— дело рук автора изделия.

Несмотря на существенные отличия природных условий тех мест, где развиваются промыслы, несмотря на подчас большую удаленность их друг от друга, несмотря, наконец, на разницу в особенностях местожительства, образа жизни, быта таких мастеров, как, например, Петухов и Зуев, представляющие русский Север, Медянцева, Зоткин, Ковкина, живущие в средней полосе России, жостовские художники, трудящиеся под Москвой, Краснояров и Веселов из Заволжья, их творчество, как и все народное искусство России, проникнуто постоянным и неизменным художественным единством, целостностью, обусловленными общими для всех чертами, одним и тем же этническим сознанием, объединяющим все-эти разновидности творчества. Их бесспорная общность даже при поразительном эстетическом своеобразии каждого из этих промыслов указывает на принадлежность их всех к одной и той же национальной культуре, в которой они возникли и получили развитие. Никак не спутаешь эти изделия, например с произведениями китайского народного искусства, или индийского, или западноевропейских стран. У каждого из них совершенно иной дух и характер. Промыслы, о которых здесь шла речь,— это ветви одного дерева. И дерево это поднялось на русской почве.

.