Не лишним будет указать и на исключительно твердый творческий почерк белорусской
мастерицы, базирующийся на глубоком освоении приобретенных с детства
профессиональных знаний и навыков.
Зуев — самородок. Только не следует понимать замечательное это русское слово
поверхностно, формально, т. е. что он, Зуев, «возник» сам по себе, безо всякой
связи с богатым наследием прошлого нашего народа, вне традиций. Без корней ни
одно дерево не растет, а рабочий человек без преемственности не становится
подлинным мастером. Григорий в кузнечном деле человек не случайный. Ему
посчастливилось видеть еще в детстве вокруг себя, в семейному быту радующие взор
кованые изделия, сделанные руками народных умельцев, среди которых, он этим
гордится, были и его предки. Отец его, тоже Григорий,— простой деревенский
кузнец и по совместительству плотник, «художествами» не занимался; в
империалистическую войну 1814 года «навоевал» чуть не полный комплект
георгиевских крестов, а в гражданскую ковал коней в отряде самого Буденного.
Кузнецом трудовую свою жизнь начинал и дед Сидор, однако в семье помнили только
о его 25-летней службе, которая командирами «беспорочной» не была признана, и
сверх этого отбывал он еще шесть «штрафных» лет; домой вернулся совсем дряхлым
стариком. Зато прадед Никита, судя по рассказам отца Григория, мастером был
отменным, на всю волость первым, заказчики к нему за сто верст приезжали; он же,
наряду с изготовлением расхожих ухватов и сковородников, а также обтяжкой колес
для всевозможных экипажей (а это, по свидетельству правнука, требует мастерства
самого, что ни на есть высшего класса, особенно когда это задние колеса
тарантаса — и диаметр у них велик, и спицы тонкие), прославился поделками
художественного плана, такими, как петли дверные, дверные кольца, светцы для
лучины; широко и артистически пользовался он самыми разными в
кузнечно-декоративном деле приемами — скручиванием винтом железного стержня,
нанесением на плоскость насечкой узора «в елочку» и т. п. Придет время, и
правнук возьмет все это на вооружение и будет иметь успех, уже у своего
поколения ценителей красивого. Некоторые изделия рук Никиты сохранились до наших
дней.
|